Фейерверк и музыка.
Едва ли есть другое такое зрелище, которое вызывает настолько же сильное и яркое впечатление, как фейерверк. Завораживающая сила огня объединяет в едином чувстве тысячи зрителей, наблюдающих за горящими цветными огнями фейерверка.
История «увеселительных огней» уходит своими корнями глубоко в древность и тесно связана с развитием общества и ростом его культуры. Еще в доисторические времена люди учились использовать огонь не только как источник света и тепла, а стали придумываеть ему другое применение: передавать кострами, использовать во время войны.
Конечно родиной фейерверка является Китай, именно с Востока пришли в Европу первые фейерверочные изделия. Уже в IV веке встречаются упоминания о первых огненных представлениях. Именно с этого времени и начинается история развития фейерверочного искуства в Европе. Раньше всего огненные забавы появились в Италии, оттуда они перешли к соседним народам — французам и немцам. Правда в том время при сжигании фейерверков мало задумывались о мерах предосторожности: часто такие представления заканчивались травмами для публики и пожарами.
В XVIII веке огненные представления принимают более безопасный вид: для их проведения отводят специальные площадки или проводят на воде. Для устройства фейерверка все чаще возводят архитектурные декорации. Такие масштабные праздники часто устраивались для высоких корованных особ и гостей, их бракосочетаний и других праздников. В пиротехнике наступил новый век — век расцвета пышного парадного фейерверка, ставшего неотъемлемой частью дворцовых праздненств, демонстрацией великолепия и роскоши европейских монархов.
Довольно быстро организаторы салютов поняли, что музыкальное сопровождение усилит впечатление от зрелища. Аккомпанементом для фейерверка служили военные духовые оркестры. Но никто не задумывался о написании специальной музыки для представлений. Лишь в XVIII веке английский композитор немецкого происхождения Гендель написал специальную сюиту для огненного представления. Эта музыка и на сегодняшний день остается единственным произведением написанным специально для фейерверка.
Королевская сюита для фейереверка.
В 1749 году по заказу английского короля Георга II немецким композитором Георгом Генделем была создана сюита для праздника по случаю заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство. Музыка Генделя сопровождала грандиозный праздничный фейерверк. Режиссёром зрелища был известный архитектор и театральный декоратор Дж. Сервандони. Для музыкантов он возвёл громадное, напоминающее дорический храм деревянное здание высотой около 30 м и длиной около 117 м. После того как прозвучала музыка Генделя, дали знак к началу фейерверка. Был произведён салют из 101 медной пушки. Фейерверк оказался менее удачным, чем музыка. Построенное здание загорелось, но к счастью, никто не пострадал.
Геóрг Фри́дрих Ге́ндель (нем. Georg Friedrich Händel, 23 февраля (5 марта) 1685 год, Галле — 14 апреля 1759, Лондон) — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Гендель родился в Германии. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он переселился в Лондон, впоследствии стал английским подданным. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».
Варианты исполнения.
Существуют три различных варианта исполнения сюиты. Первый — эскиз, состоящий из двух независимых фрагментов увертюры в тональностях фа мажор и ре мажор. Второй вариант сюиты близок к показательному «военному» исполнению 1749 г. В третьем варианте наряду с духовыми инструментами и литаврами используется струнный оркестр. В «Фейерверке» всего шесть частей: Праздничная увертюра в маршевом ритме, Бурре, программное Largo alia siciliana («Мир»), программное Allegro («Радость») и два Менуэта. Это произведение на современную политическую тему — может быть, самое декоративное среди инструментальных опусов Генделя; отдельные пьесы исполнялись во время различных пиротехнических номеров, а музыка сопровождалась пушечными выстрелами.
Фрагменты «Музыки для королевского фейерверка» были использованы в фильмах «Безумие короля Георга», «Ватель», «Герцогиня», а также для открытия концертов группы Rammstein в туре 2019 года.
Сегодня фейерверк практически неотделим от музыкального споровождения. Только музыка придает фейерверку настроение и характер: торжественный или лирический, энергичный или спокойный. Зрительный ряд синхронизируется с музыкальным сопровождением, чтобы все выстрелы совпадали с ударными тактами. В таком творческом сочетании пиротехники и музыки рождается оригинальное и неповторимое зрелище.