+7 (921) 922-03-03

+7 (921) 327-20-14
+7 (812) 427-10-22

Как появились фейерверки в России

Как появились фейерверки в России? 
(из книги Л.А.Антоновой и В.А.Трапенка «Искусство увеселительных огней)  
У славян самыми простыми и ранними по происхождению огненными зрелищами были так же, как и у других народов, ярко горящие костры. Их зажигали во время гуляний в дни святок, нового года, масленицы и других праздников. Эти костры сохраняли память о древнейших обрядах народного культа.  
2349181_900.jpgУ восточных славян многие обряды посвящались Перуну – богу грома и молнии или небесного огня. В своих обрядах славяне чествовали и солнце, олицетворением которого на земле также являлся огонь – дар небесного светила. Земледельцы чествовали Ивана Купалу – «бога обилия», с которым связывали надежды на хороший урожай. Участники «игрищ», украшенные венками и зелеными ветвями, водили хороводы вокруг зажженных костров. Ряженые, затейники и музыканты придавали жизнерадостный характер народным праздникам. После принятия христианства праздники, установленные церковью, еще в значительной степени сохраняли дохристианские народные обряды.  

В дни рождественских праздников и до Крещения, когда народ проводил веселые «игрища», скоморохи с помощью специально устроенных трубок и плауна устраивали «огненные потехи». Сухие споры этого растения дают при зажигании мгновенную вспышку красивого пламени. Плаун, или иначе ликоподий обладает таким свойством, что загорается лишь, будучи рассеянным в воздухе над пламенем, в иных условиях он не горит, даже если его сыпать в огонь. С помощью красивого пламени ликоподия производили всевозможные эффекты. Ликоподиевые вспышки активно применяют и сегодня, используются эти достаточно безопасные эффекты в концертных залах. 

В XVI-XVII веках эффектные огненно-световые зрелища устраивались русским духовенством при проведении театрализованных обрядов церковного культа. В этот период, в общем процессе централизации русского государства, церковь принимала все меры по укреплению своего влияния. Она имела большой опыт в применении различных средств воздействия на сознание и чувства верующих – торжественной обрядности, архитектуры, живописи и песнопения. Помимо этого использовала и новые приемы – театрализованные церковные действия, часто с применением огненных эффектов.  

Наиболее известным было «пещное действо», проводимое в рождественские праздники. Это «действо» напоминало зрителям легенду из «Ветхого Завета» о «ввержении в пещь огненную» трех отроков и их чудесном спасении. В церквах устанавливалась специальная декорация - «пещь», в которой халдеи разводили огонь и бросали в нее трех отроков. И тут «ангел господен сходил в пещь ко отрокам с громом». К всеобщему удивлению посланец божий спасал отроков, выводя их живыми и невредимыми из «пещи огненной». Судя по свидетельствам очевидцев, использовались непростые механические устройства: например, ангел слетал с крыши, а отроки поднимались вверх. Для грома и огня активно использовали порох и плаун. 
Peter_Paul_Rubens_063.jpgБольшое значение придавалось устройству огненно-светового зрелища в театрализованном обряде другого церковного действа. Генерал Патрик Гордон, шотландец по национальности, много лет прослуживший в России, описывал, что 19 февраля 1693 г. он присутствовал при богослужении с фейерверком. Выполняя со своим полком обязанности по охране Царского двора, Гордон имел возможность наблюдать обряды, справляющиеся русским духовенством. Записями при царском дворе подтверждается, что в указанный день патриарх Андриан со всем «освещенным собором» совершал у соборной церкви «действо Страшного суда». Это действо ежегодно проводилось в торжественной обстановке в присутствии царя и патриарха, родовитой знати, войска и множества зрителей из народа. Общий смысл его заключался в том, чтобы напомнить о предстоящем, по мнению церкви, «страшном суде», о блаженстве праведных в раю и о вечных муках грешников в «геенне огненной». Сюжет «страшного суда» широко отражен в росписях древнерусских храмов и в иконописи. Основное место в них отводится показу различных групп грешников, испытывающих в «адском огне» ужасные мучения. Церковь активно борется с новыми веяниями в культуре и в быту, которые рассматривает как отступничество от православия, поэтому использует сюжеты «страшного суда» для закрепления своего господства в области идеологии. Отсюда и старание нагнать страху на зрителей - «от него же вопль, дым и пламень огненный исходит». Видимо, это огненное зрелище оказалось настолько эффектным, что позволило Гордону назвать его фейерверком. 

Конечно, фейерверочное искусство пришло в Россию из Европы, но происходило это в течение достаточно долгого времени, так как процесс сдерживался исторически. Первые пушки были привезены с запада «от немцев» еще в конце XIV столетия при Дмитрии Донском. При орудиях приехали и пушечных дел мастера, которые организовали артиллерию на немецкий лад. Почти 150 лет литейное и пороховое производство, и пушкарское дело находились в руках иностранцев и успешно развивались. Но с увеличением его не хватало рук, пришлось привлекать к обучению русских мастеровых. И уже в середине XVI века при Иване Грозном пушкарями были преимущественно русские. Известно, что в 1551 году при учреждении стрелецкого войска в него вошло только пищальников – тысяча человек. В это время и русская артиллерия была хорошо развита. Но при наследниках Ивана Грозного, и особенно в «смутное время» все обратилось в упадок, и артиллерия была полностью заброшена. Настолько, что с приходом на престол первых царей из династии Романовых, пришлось восстанавливать пушкарское дело почти сначала, снова приглашать иностранных мастеров.
Трудно понять, почему в это время фейерверочные потехи, уже хорошо известные на западе, с трудом пробивали себе дорогу в России. То ли из-за сильной боязни пожаров, часто опустошавших допетровскую Русь? Или из-за сложившегося стойкого предубеждения русских к иноземцам? 

А попытки такие были. Известно, что Борис Годунов, а следом за ним Лжедмитрий, оба имевшие основания беспокоиться о прочности своей власти, пытались внедрять новые обряды и зрелища в целях влияния на народные массы. 
saljut-dogovor.jpg


В документах начала XVII века приводится известие о Лжедмитрии I: «Отеческие законы ни во чтожь положити, и сотвори же некое бесовское игралище по образу ада всеядца, и оттуду хитростию некакою огнь изводя и невольне от дьявола всякому пророчествуя о себе, яко наследник тому хощет быть». Неизвестный дьякон сохранил в этой записи память об устройстве зрелища, которое называет «бесовским игралищем» и утверждает, что самозванец хотел представить себя наследником дьявола. В других источниках упоминается, что Лжедмитрий устроил фейерверк на Москве-реке в честь своего бракосочетания с Мариной Мнишек, в котором была показана декорация в виде трехглавого змея, «беспрестанно дышащего огнем». Видимо Лжедмитрий на самом деле стремился показать народу через празднества и массовые развлекательные зрелища, организованные с царским размахом - с фейерверками и декоративным оформлением - законность своих притязаний на власть. Но тогда новое зрелище не получило ни одобрения, ни поддержки. 

При дворе царя Михаила Федоровича Романова была учреждена особая «потешная» палата, имевшая штат «потешников» для проведения различных «игралищ». И только здесь, практически впервые, возникает тема об организации «огненных потех». На специальных «зелейных мельницах», находившихся в заново созданном Пушкарском приказе, начали изготавливать и различные химические составы, «потребные к огненным хитростям» и «потешным стрельбам». В это время в Москве служили иноземные офицеры, которые помогали налаживать артиллерию, а также знакомили русских с фейерверками. Таким образом, был сделан важный шаг к распространению фейерверков в России. 

В 1672 году, уже при царе Алексее Михайловиче на масленицу устраивали на Москве-реке игрища и пускали «летающие потешные огни». Из описания этого праздника следует, что потешные огни в Москве уже особенно не удивляют современников, они отзываются об этом событии как об известном явлении. 

В это же время начинают устраивать фейерверки и в других городах. В 1674 году в Великом Устюге проездом из Архангельска останавливался голландский посланник Кленк. Для развлечения гостя была устроена охота. А на следующий день посол устроил ответный прием и большой фейерверк. На представление собралось множество горожан и крестьян из ближних деревень. Было сожжено сто смоляных бочек и пущены ракеты и шутихи. Но невиданное доселе зрелище произвело неожиданный эффект: крестьяне в страхе разбежались, приняв фейерверочные ракеты за «огненных змей». Однако так реагировали не все. Воеводе фейерверк понравился, он решил написать о нем в Москву Кириллу Нарышкину, отцу царицы.  

В конце XVII века все больший интерес к фейерверкам проявляют дворяне, служившие при царском дворе. Развитию этого увлечения способствовало создание в Москве в 1680 году специального ракетного заведения. Работа с порохом и пиротехническими составами была очень опасна, требовала особых знаний и навыков. Этому мастерству и обучали в ракетном заведении. Во главе его поначалу стояли иностранцы, но мало-помалу и русские мастера стали привыкать к этому новому делу, так что вскоре фейерверочное производство прочно укоренилось в России. В последнее десятилетие XVII века в Москве начали ежегодно устраивать фейерверки на масленицу. Народное масленичное гуляние – один из самых любимых народных праздников, уходящий корнями в языческое прошлое. Элементы огненного действа в виде горящих костров, сжигания соломенного чучела Зимы, всегда присутствующие на этом празднике, соединились с новым огненным развлечением – фейерверком, который устраивала для народа государственная власть.  
101817696_large_PetraIPolDelarosh1838e1325509319153.jpg

Петр I с детства увлекся «потешными огнями». При дворе все чаще устраиваются фейерверки, и молодой Петр принимает в них самое деятельное участие: на потешном дворе собственноручно изготавливает ракеты, шутихи, колеса и пиротехнические составы. 

В 1690 году в подмосковном селе Воскресенском по случаю масленицы состоялся большой праздник, на который собрался царский двор, бояре. Праздник начался парадом «потешных» войск и пушечной стрельбой, а закончился большим фейерверком, состоящим из двух отделений. Сначала зажгли фейерверк на переднем дворе дворца, действие которого продолжалось два часа. Во время этого фейерверка был убит один дворянин: ему на голову упала тяжелая неразорвавшаяся ракета. Кстати сказать, несчастные случаи при сжигании фейерверков были частым явлением; устроители тоже постоянно получали сильные ожоги или ушибы.  

Несмотря на происшедший несчастный случай, в тот же день в присутствии царицы, царевен и всего двора, при огромном стечении народа был сожжен другой фейерверк, приготовленный лично 17-летним Петром. 

Через три года в том же Воскресенском на масленицу был приготовлен при непосредственном участии Петра другой большой фейерверк. Помимо обычного сжигания ракет, в этом фейерверке появились первые элементы, имеющие смысловое значение. Среди различных фейерверочных фигур сначала вспыхнул белым огнем именной вензель князя Ф.Ю.Ромодановского, являвшегося «генералиссимусом» «потешных» полков. Затем был освящен транспарант с изображением героя античной мифологии Геркулеса, раздирающего пасть льва. Декоративные символические фигуры наглядно демонстрировали возросшую силу «потешного» войска. Царица Наталия Кирилловна осталась очень довольна изображением Геркулеса и подарила 20-летнему венценосному пиротехнику полный сержантский мундир Преображенского полка, чем доставила ему неописуемую радость.  

Дальнейшее бурное развитие фейерверков в России происходило под руководством самого царя и пользовалось симпатией общества. Именно Петру I обязано своим подлинным расцветом и русское искусство фейерверков.

NG1_d_850.jpg 999.jpg


Возврат к списку

Остались вопросы?
Не нашли то, что искали?
Оставьте заявку на бесплатную консультацию,
и мы вам перезвоним.